Волшебство света Великан Родосский
Эра, в которую жил величавый военачальник и правитель Александр Македонский, очень богата бурными и колоритными событиями. Разрушались и появлялись вновь не только лишь городка и страны, да и целые культуры. Исчезали с исторической арены одни народы и страны, появлялись другие, и всё это благодаря походам и завоеваниям Величавого Александра, также его соратников и военачальников.
Полуостров Родос, считавшийся в те времена одним из важных экономических центров Средиземноморья, тоже испытал величавые потрясения, вызванные событиями, происходившими уже после погибели Македонского.
Дело в том, что до Триста 30 два года до н.э. полуостровом обладали персы, а потом, когда Александр сразил Персидское королевство, он завладел и Родосом. Когда же Александра не стало, его империя была разбита на несколько владений.
Трое соратников и полководцев Македонского стали царями – Антигон, Селевк и Птолемей. Последний известен в истории как основоположник египетской династии Птолемеев, и обитатели Родоса поддерживали его в борьбе за разделение империи. Конкурент везучего в политике Птолемея, Антигон, не сумел этого вынести, и направил собственного отпрыска с войском к Родосу, приказав ему захватить мятежный полуостров и повредить его столицу.
Столица острова также называлась Родосом, и её окружала высочайшая крепкая стенка, так что войску Деметрия, отпрыска Антигона, пришлось использовать осадные машины, высочайшие, как башни. Их строили из дерева и устанавливали на колёса, используя высочайшее прямоугольное основание. Все осадные машины были снабжены сильными катапультами.
Естественно, при помощи таких машин было еще легче захватить всякую крепость либо город, к тому же у Деметрия было около 40 тыщ воинов – еще больше, чем было обитателей в осаждённом Родосе.
Город штурмовали с нескольких сторон, с суши и с моря. Когда 1-ые атаки закончились неудачей, Деметрий отдал приказ выстроить гигантскую башню – более 40 5 метров высотой. Площадь периметра в основании башни составляла приблизительно 20 два метра – сооружение потрясающее даже по нашим временам. Башня была кропотливо покрыта толстыми шкурами и непробиваемыми щитами, чтоб вояки, сидящие снутри, были защищены от стрел защитников городка, а сверху было установлено огромное количество катапульт.
Все же, осаждающие и в сей раз не достигнули фуррора – обитатели Родоса, сражаясь за свою свободу, интенсивно и сплочённо сопротивлялись, и вылили на их столько кипящей смолы, нечистот и грязищи, что большущая осадная башня завязла и не смогла двинуться с места.
Пока длилась осада, на помощь родосцам подоспел сильный флот Птолемея, и войскам Деметрия пришлось в спешке отступать, бросив орудие и осадные машины, в том числе и гигантскую башню. Конкретно это и стало основой для действия, в итоге которого на свет появился Великан Родосский – одно из всеми общепризнанных 7 чудес света.
Очевидно, эта победа стала для обитателей острова величайшей радостью, и они захотели увековечить память о ней. Было решено поставить у входа в гавань скульптуру Гелиоса, греческого бога Солнца, считавшегося покровителем городка Родоса и создателем самого острова. По преданию, полуостров Родос был вынесен Гелиосом на руках прямо из морских волн.
Орудие, брошенное вояками Деметрия, также некие осадные машины были проданы, а вырученные средства пошли на материалы для будущей скульптуры. Не считая того, бронзовые части неких осадных машин были расплавлены, и приобретенный металл тоже понадобился для строительства большой статуи.
Узнаваемый римский писатель и историк Плиний, живший в I веке н. э., докладывал, что создание статуи было начато в Триста четыре году до н.э., и закончено достаточно стремительно – через Двенадцать лет. Скульптуру Гелиоса строили у входа в гавань, насыпав специально для этого искусственный бугор. Её создателем стал узнаваемый архитектор Харес, ученик известного Лисиппа, и он решил, что скульптура бога будет стоять во весь рост.
До нас дошло несколько старых изображений Великана Родосского, ну и живописцы следующих веков с наслаждением отрисовывали это волшебство света. В большинстве случаев Великан изображался стоящим над входом в гавань так, что его ноги создавали своеобразную арку, под которой проплывали корабли, прибывающие в Родос из различных государств древнего мира. В одной руке Гелиос держал чашу с горящим в ней огнём. Картинки впечатляют, но была ли скульптура по сути таковой?
Более правдоподобной кажется версия, по которой Харес предложил придать статуе другую позу: практически стопроцентно обнажённый стоящий бог придерживал левой рукою покрывало, спадающее к его ногам, а правая рука была поднята ко лбу, будто бы он всматривается в морскую даль. По канонам тех пор руки должны были размещаться по-другому, но конструктор осознавал, что в данном случае скульптура не сумеет стоять – сместится центр масс.
Когда скульптура строилась, совместно с ней росла земельная насыпь, окружавшая её со всех боков. Мастер сделал это по двум причинам: чтоб рабочим было удобнее собирать части статуи, и чтоб никто её не лицезрел, пока работа не будет закончена стопроцентно. Постамент, на котором стоял Великан Родосский, высился над землёй практически на Пятнадцать метров, а сама скульптура была приблизительно 30 три метра высотой. Голову бога венчало украшение в форме солнца с расходящимися в различные стороны лучами, напоминающее венец современной скульптуры Свободы, стоящей в заливе Нью-Йорка.
Статуя, сконструированная и собранная по плану Хареса, держалась на трёх большущих каменных колоннах, находившихся в её ногах и покрывале. На уровне пояса и плеч колонны соединялись стальными опорами. Конструкция Великана представляла собой металлический либо металлической каркас, покрытый сверху чеканными бронзовыми пластинами, кропотливо подогнанными друг к другу.
Есть версия, что бронзовым был только верхний слой скульптуры, а в главном Великан Родосский был изготовлен из глины, которой обмазывался каркас. Наверняка, отсюда и пошло известное выражение – «Колосс на глиняных ногах», и в целом версия кажется правдивой, так как на сто процентов железная скульптура таких большущих размеров навряд ли могла бы держать свой вес.
Сверкающий бог Гелиос в лучистом венце простоял на входе в городскую гавань всего 50 6 лет. Не очень длительно любовались горожане своим покровителем, который был издалека виден всем, кто подходил к Родосу на кораблях.
Поначалу иноземные негоцианты и путники замечали блестящую скульптуру, возвышающуюся над полуостровом, а уже позже лицезрели гавань и город. Но величавая и красивая статуя была разрушена землетрясением, от которого очень пострадал весь полуостров. Ноги Великана, в каких было много глины, не выдержали и надломились в коленях, и огромная скульптура упала, расколовшись на несколько частей.
В таком виде Великан Родосский пролежал ещё около Семьсот лет, поражая своими размерами и величием всех, кто его лицезрел. По свидетельству Плиния, даже низвергнутый гигант вызывал у современников восхищение и почтение. Великан был так громаден, что практически никому не удавалось обхватить руками даже один его большой палец, и ни одна скульптура старого мира не могла сравниться с ним размерами.
Современники соболезновали родосцам, а египетский правитель даже предложил им крупную финансовую помощь, чтоб вернуть скульптуру, но они отказались, ужаснувшись повторного гнева Гелиоса: ведь они считали, что кое-чем не угодили собственному покровителю, и он покарал их, вызвав землетрясение.
Существование Великана Родосского завершилось, когда в VII веке н.э. полуостров был захвачен арабами. Бронзовые части скульптуры были разобраны и разбиты, погружены на верблюдов и вывезены в Сирию, где они достались богатым евреям. В исторических источниках тех пор говорится, что для этого пригодилось целых Девятьсот верблюдов, и это только для того, чтоб вывезти остатки бронзовых пластинок.
Можно сказать, что история этого чуда света имеет грустный конец, но нас, живущих через тыщи лет, до сего времени восхищает мастерство старых архитекторов, архитекторов и строителей, создававших в трудные времена такие величавые произведения искусства. Конкретно благодаря Великану Родосскому в нашем языке появилось слово «колоссальный», которым обозначают всё величавое и массивное.
Молвят, что археологи отыскали на деньке родосской гавани кисть руки Гелиоса, а не так давно появился проект сотворения его новейшей скульптуры, высотой от Шестьдесят до 100 метров. План современных живописцев тоже впечатляет: скульптура будет изготовлена из светящихся деталей, а на её сооружение уйдёт около Двести млн. евро. Но это уже совершенно другая история…
Гатаулина Галина