Волшебство света скульптура Зевса Олимпийского, храм Зевса
Олимпийские игры без преувеличения можно именовать одним из самых прогрессивных изобретений древнего мира. Античные греки, решив устраивать Олимпиады, проявили всему миру, что первенство можно обосновывать не только лишь путём агрессивных войн, да и путём победы на спортивных соревнованиях.
Ведь понятно, что на время Олимпиады войны прекращались, правда, это касалось только области, прилегающей к Олимпии – городку, где греки поклонялись Зевсу и устраивали Олимпийские игры. Но спортсмены, которые ехали и шли на соревнования со всех концов Греции, а позже и из примыкающих государств, обладали правом неприкосновенности, как парламентёры либо дипломаты.
В неких областях войны могли длиться, но никто не имел права тронуть участников Олимпиады – это могло вызвать гнев самого Зевса, всевластного громовержца, с которым никто не решался спорить либо даже шутить.
Ведь сами Олимпийские игры устраивались в его честь каждые четыре года, и это событие было по-настоящему величавым для людей античности, вобщем, как и для многих наших современников.
И вот в V веке до н.э. в Греции начался сбор пожертвований на величавое строительство – в Олимпии решено было выстроить храм Зевса. Новый храм был должен стать самым величавым и потрясающим из всех, когда-либо построенных в мире, и в сборе средств приняли роль все граждане Греции, независимо от публичного положения и достатка. Люди несли средства, декорации и орудие, дорогие предметы искусства и быта – словом, всё, что могло обеспечить финансирование строительства храма для их верховного Бога. И храм был построен, и краса его затмила все ожидания.
Строили храм Зевса около Пятнадцать лет, по проекту конструктора Либона, и он напоминал другие величавые храмы Греции – афинский Парфенон и храм Артемиды Эфесской. Крышу храма, стоявшего на высочайшей прямоугольной платформе, поддерживали Тринадцать колонн высотой по 10 метров любая. Все колонны имели поперечник Два метра, и всего их было 34. Скульптурные изображения на фронтонах храма ведали о Двенадцать подвигах возлюбленного героя греков – отпрыска величавого Зевса, Геракла. Каменный храм был отделан мрамором, а тяжёлые, богато увенчанные двери были изготовлены из бронзы.
Изображения самого Зевса тоже присутствовали в храме, но они казались жрецам малеханькими, невыразительными и недостойными сурового божества – нужна была скульптура под стать самому храму, неслыханной красы и величия.
Тогда граждане и решили пригласить известного афинского ваятеля Фидия, имевшего славу величавого архитектора – художника, создающего свои произведения из камня, дерева и великодушных металлов. К тому же этот мастер стал очень известен благодаря собственной работе по отделке и украшению другого известного храма – афинского Парфенона, где он сделал красивую и грозную скульптуру покровительницы городка – богини Афины.
По приказу Фидия была построена комфортная мастерская, размеры которой по высоте и площади были такими же, как и храмовое место, предназначавшееся для установки скульптуры. Только два ученика помогали величавому мастеру, да и они занимались в главном уборкой мусора, а создание скульптуры полностью было делом Фидия, и он никого не пускал за занавес, где проходила вся основная работа.
Величайшее из чудес не должен быть созидать никто, до поры до времени, но это не мешало ваятелю предъявлять самые строгие требования к материалам, которые доставлялись в мастерскую: скульптура создавалась из слоновой кости, и Фидий добивался самое наилучшее сырьё, свирепо выбрасывая материал даже с самым маленьким недостатком.
Отделка скульптуры должна была производиться из золота и драгоценных камешков, и их привозили под охраной, передавая лично в руки мастеру. Более Двести кг золота потребовалось, чтоб сделать достойное убранство для громовержца, а вся отделка, если её ценность определять в современном валютном эквиваленте, могла стоить более $8 миллионов!
Как конкретно Фидий создавал скульптуру Зевса, понятно неточно. Техника, используемая ваятелем, обычно подразумевала напластование на каркас из дерева железных листов и пластинок из слоновой кости. Многие историки считают, что скульптуру собирали конкретно в храме, а в мастерской Фидий вырезал только её части: ведь перевезти целую скульптуру в готовый храм было фактически нереально – уж очень она была большой.
Из описаний современников понятно, что скульптура Зевса имела высоту от Тринадцать до Семнадцать м, а возвышение, на котором она стояла, было шириной около 6,5 м и высотой приблизительно Один м. Если подсчитать всё это хотя бы примерно, то получится высота 4-х этажного дома, а транспортировать такое сооружение трудно даже сейчас, имея всю нужную технику.
Считается, что открытие скульптуры Зевса вышло в Четыреста 30 5 году до н.э., и это зрелище потрясло всех присутствующих: Фидий смог так точно произвести расчёты, что голова громовержца практически касалась потолка храма, не задевая его. Зевс казался большим, еще больше собственных реальных размеров – такового необычного эффекта достигнул древний архитектор. Присутствие Зевса ощущалось практически на физическом уровне, и каждый, кто лицезрел скульптуру, впадал в благоговейный трепет, а особо впечатлительные просто падали ниц, и длительно лежали, опасаясь поднять глаза и повстречать взор сурового верховного Бога.
Глаза скульптуры по правде были как живы, и это тоже было задумкой её создателя. В бассейн, специально устроенный понизу, у подножия скульптуры, поверх воды наливали оливковое масло. Через открытые двери падал свет, к тому же в храме горели особые факелы – огромные пламенные чаши, и свет, отражённый от поверхности бассейна, ярко освещал лицо и плечи божества, также смазанные оливковым маслом.
Масло защищает слоновую кость от разрушения, потому такая обработка проводилась раз в день, и лицо Зевса светилось, а глаза горели, напоминая смертным о молниях, подчиненных только ему.
Более подробное описание, изготовленное старыми историками, гласит о том, что трон Зевса был выполнен из кедра и чёрного дерева, украшен резьбой, слоновой костью, а его отделка была из золота и драгоценных камешков.
Сюжеты, вырезанные на троне, ведали о подвигах Зевса, также других богов и героев. Все ножки большущего кресла были украшены изображением Ники – древнегреческой богини Победы, а сама фигура громовержца была изготовлена из наилучшей слоновой кости и золота.
Могучее тело Бога было оголено до пояса, и отшлифовано до блеска, так же, как лицо, руки и ноги. Волосы, борода, плащ и сандалии были изготовлены из золота, а голову скульптуры декорировал оливковый венок. Восседая на своём шикарном троне, Зевс держал в правой руке скульптуру Ники, а левая рука сжимала скипетр, отделанный драгоценностями и золотом. Орёл из слоновой кости, сидячий на вершине скипетра, был размером как реальный, и был должен означать беспредельную власть громовержца над всем миром. Скамеечку, на которой стояли ноги Зевса, охраняла пара суровых золотых львов.
Поклониться суровому Зевсу приходили и приезжали не только лишь обитатели Эллады, да и паломники из многих государств, причём не только лишь обыденные люди, но даже правители и величавые царствуй. Чуть ступив на порог храма, они как будто застывали и не могли пошевелиться – так поражало их величие Вседержителя, которого не только лишь обожали, да и страшились, и даже терпеть не могли, но никто не смел высказать неуважение и не мог остаться флегмантичным.
Когда же это волшебство света пропало, и откуда мы знаем о нём? Хотя скульптура Зевса Олимпийского пропала больше Пятнадцать веков вспять, мы смогли выяснить о ней не только лишь по записям старых историков, да и по изображениям на старых монетах, отысканных при раскопках.
В первой половине IV века н.э. Олимпийские игры ещё проводились под покровительством Зевса, но Греция к тому времени стала частью Римской империи, а её правитель Феодосий принял христианство. Правителю Рима не нравились Олимпийские игры – он считал их развлечением недостойных язычников, и воспретил их проводить, а греки обязаны были подчиниться.
Храм Зевса был закрыт в конце IV века, а его скульптуру перевезли в Константинополь, хотя поверить в это тяжело – ведь она была очень большой. Но свидетельства старых историков, хотя и запутаны, но молвят о том, что скульптура Зевса погибла в чужой стране, сгорев при пожаре – ведь её каркас был древесным. Когда это случилось, точно непонятно, но подразумевается, что приблизительно посреди V века н.э.
1-ые раскопки в том месте, где некогда стоял превосходный храм, были начаты в Одна тыща восемьсот 20 девять году французскими археологами. Тогда были найдены остатки скульптур и куски изображений, определены границы самого храма. Наилучшие из экспонатов сейчас можно узреть в Лувре, а на том месте, где стоял храм Зевса, остались только развалины.
Все же, даже полуразрушенные столбы и остатки фундамента, поросшие травкой, завлекают сейчас туристов и путников со всего мира: ведь, невзирая на много прошлых веков, осталось самое главное – атмосфера величавого старого храма и отзвуки загадки храма Зевса, нареченного людьми одним из 7 чудес света…
Гатаулина Галина