Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Троице-Сергиева Лавра)
Свято-Троицкая Сергиева Лавра в миру именуется проще – Троице-Сергиева Лавра, и под этим именованием она известна во всём мире. Это самый большой в Рф православный мужской монастырь – ставропигиальный, независящий от местного духовенства.
Город, в каком находится этот монастырь, именуется Сергиевым Посадом — он появился благодаря преподобному Сергию Радонежскому – величайшему подвижнику Российской земли. Пожалуй, более величавого человека в российской православной церкви не было за всю её историю, но преподобный Сергий принадлежал и принадлежит не только лишь церкви – его называли игуменом всей Руси, и он оказал огромнейшее воздействие на судьбу страны и на всю её историю.
Будущий подвижник родился в Одна тыща триста девятнадцать году, в благочестивой боярской семье, и всегда желал служить Богу, но предки считали, что ему не следует удаляться от мира, и не давали отпрыску на то собственного благословения. В конце жизни, но, они решили уйти в монастырь, тогда и будущий Сергий (в миру Варфоломей) вкупе с братом Стефаном тоже смогли уйти от мира. Они избрали пустынь на лесистом холмике, подальше от людей, своими руками выстроили там келью и древесную церковь, и предназначили её Живоначальной Троице. Варфоломею было всего 20 три года, и он даже помыслить не мог, чем станет это место для всей российской земли – он больше всего желал уединения.
Старший брат не смог выдержать отшельнической жизни, и перешёл в один из монастырей, а младший остался, не собираясь отрешаться от собственного решения. Позже исполнилось то, чего он желал больше всего – игумен находившегося вблизи монастыря постриг его в монахи, под именованием Сергия.
Находясь в уединении, преподобный Сергий каждую минутку трудился на физическом уровне и духовно: работал на земле, молился, пел псалмы и читал священные книжки, и с каждым днём обретал всё огромную духовную силу. Всё, чего он желал – это объединиться с Богом и спасти свою свою душу, но Бог, видимо, судил по другому.
Так как преподобный не вожделел славы и почёта, а тихо проводил деньки в посте и молитве, он научился смирению – а это одна из важных христианских добродетелей. Человек кроткий и благочестивый может не только лишь спастись сам, да и спасти огромное количество других людей, и о Сергии узнали не только лишь в ближайших селениях и городках, да и в далеких уголках Руси. Его необыкновенная духовная сила притянула к нему огромное количество людей, и они стали селиться рядом, умоляя его посодействовать – управлять ими, чтоб они тоже могли спасти свои души.
У Сергия появились ученики, и по их настоянию он стал священником и игуменом в Троицком монастыре, основанном им в 1340-е годы. Через некое время монастырь стал общежитийным: на его благоустройство даже были пожертвованы средства, хотя Сергий к благоустройству никогда не стремился. Местность поделили на части: не считая жилой, были ещё общественная и оборонительная; снутри двора стояла церковь и трапезная, которую с четырёх сторон окружали кельи.
Неприметно этот монастырь перевоплотился в духовный центр всех российских земель, и московские князья находили в нём помощь и поддержку. Преподобный Сергий обладал так высочайшим авторитетом, что был муниципальным советником у всех столичных и других князей; он решал и междоусобные споры, если они появлялись.
Более известным историческим деянием считается роль Сергия Радонежского в подготовке российского воинства к одной из величайших битв — битве на Куликовом поле. Димитрий Донской приезжал в Троицкий монастырь намедни битвы, и получил от преподобного благословение – и он, и всё его войско.
Сергий выслал с князем двоих монахов – реальных российских богатырей Пересвета и Ослябю. Всем понятно из учебников, как началась битва: Пересвет вышел на поединок с монгольским воякой Челубеем, и они поразили друг дружку копьями; позже в битву вступили полки. Сеча бурлила до вечера, и татары дрались гневно – русским было очень тяжело, но они держались, и к вечеру войско Мамая было разбито вполне. Оставшихся татар длительно гнали – до самого их лагеря, и захватили там богатые трофеи. После битвы российские вояки Восемь дней хоронили убитых – собственных и татар, и с того времени Куликово поле навеки стало святым для Руси.
Князь Димитрий сделал в Троицком монастыре поминовение по всем русским воякам, павшим в битве в этот величавый для истории денек.
Сергий Радонежский погиб в Одна тыща триста девяносто два году, в возрасте 70 восемь лет, а монастырь продолжал развиваться и процветать – он стал не просто религиозным, но реальным духовным и культурным центром страны. Конкретно там были написаны самые известные иконы и составлены летописи, а в XV веке в Троицком монастыре был сотворен один из величайших памятников российской литературы – «Житие преподобного Сергия Радонежского».
После Куликовской битвы монастырь претерпел много невзгод: в Одна тыща триста восемьдесят два году на Русь пришли орды Тохтамыша, но не отыскали обитель в лесах, а вот в Одна тыща четыреста восемь году они всё-таки до неё добрались. Монастырь сгорел вполне, но очень стремительно отстроился и возродился – так что особенных утрат не было.
Троицкий собор начали строить в Одна тыща четыреста 20 два году, над гробом преподобного Сергия. Этот собор относится к преждевременному столичному строительному стилю: он серьезный, умеренный и не очень большой – не то, что Успенский собор, построенный Иваном Суровым в XVI веке.
Монастырь, основанный Сергием Радонежским, уважали и почитали все российские царствуй, а Иван Суровый там крестился. При нём там появилась белокаменная стенка, и средства на строительство нового собора он пожертвовал свои собственные: суровый правитель при всей собственной беспощадности отличался богобоязненностью. Строили собор длительно – около 20 6 лет, и по размерам он превосходит другие монастырские храмы, но, благодаря собственной умопомрачительной красе, он не подавляет их своим величием. Успенский собор вправду великолепно прекрасен: его ярко-синие и золотые купола прибыльно выделяются посреди других монастырских строений, и уже издалека он притягивает к для себя взор – можно сказать, что он является визитной карточкой Троице-Сергиевой Лавры.
Троицкий монастырь сыграл свою роль и в Смутное время: польско-литовские интервенты осаждали его Шестнадцать месяцев, но так ничего и не достигнули; Минин и Пожарский собирали тут своё 2-ое ополчение; в монастыре собирались пожертвования для российского войска.
Царевна Софья, также принцы Пётр и Иван прятались в монастыре от стрелецкого мятежа в Одна тыща 600 восемьдесят два году, а позднее в нём укрывался молодой Пётр, бежав из Москвы во время очередной смуты. Храм преподобного Сергия Радонежского и очень прекрасная трапезная были построены тут конкретно при Петре I.
Статус лавры отдала приказ присвоить Троицкому монастырю Елизавета Петровна в Одна тыща семьсот 40 два году, но указ Святейшего Синода об этом вышел только через Два года: Троице-Сергиев монастырь стали называть лаврой.
Написать об этом величайшем из российских монастырей коротко нереально. В Рф он был одним из самых богатых – обладал необъятными землями и поболее чем 100 тыщами фермеров. Монастырь вел торговлю солью, зерном и другими продуктами, и в XVII-XVIII веках был не просто финансово независящим, да и жертвовал огромные средства в пользу российской армии. К примеру, в Одна тыща восемьсот двенадцать году было пожертвовано около 70 000 рублей – средства огромные по тем временам.
К концу XIX века в Лавре была своя типография; ей принадлежали лавки, гостиницы, конные дворы и мастерские. В мастерских делали кресты и канделябры, игрушки и даже резную мебель – это тоже приносило доход. Сначала XX века в монастыре жило около Четыреста монахов, и к нему были приписаны другие монастыри.
Не считая мощей преподобного Сергия, в Лавре много других святынь и захоронений. Тут похоронены не только лишь духовные лица, да и представители древних родов российской знати, особы королевского происхождения – к примеру, из рода Годуновых. В Троице-Сергиевой Лавре сотки лет хранилась именитая «Троица» Андрея Рублёва (сейчас она в Третьяковской галерее); в ризнице монастыря собраны истинные сокровища – подношения царей, российских вельмож и просто богатых людей; в библиотеке хранятся летописи, рукописные и раннепечатные книжки, уникальные исторические документы.
В Одна тыща девятьсот 20 году Лавра была закрыта – её превратили в музей, но в Одна тыща девятьсот 40 6 году деятельность монастыря возобновилась. Сейчас Троице-Сергиева Лавра опять является духовным и религиозным центром Рф, и при всем этом остаётся уникальным музеем – её строительный ансамбль включен в перечень глобального наследства ЮНЕСКО, и находится под её охраной.
Гатаулина Галина