Собор в Реймсе, Нотр-Дам де Реймс
Готический стиль появился в архитектуре Франции в XII веке, и сейчас в этой стране сохранилось величавое огромное количество различных памятников этого стиля, умопомрачительных и уникальных: каждый – по-своему, начиная с маленьких часовенок и заканчивая большущими, величавыми и вызывающими священный трепет соборами.
К самым значимым произведениям готической эры – шедеврам этого стиля во Франции, относят три собора: в Шартре, в Амьене и в Реймсе.
Реймс считается самым большим городом Шампани – известной на весь мир французской провинции, и находится на равнине, на реке Вель. Город окружён горами и виноградниками, и его население сейчас не очень велико – всего около Двести тыщ человек.
Все же, конкретно Реймс является колыбелью всей Франции, и одним из первых христианских городов страны.
В конце V века нашей эпохи, в Четыреста девяносто 6 году, тут крестился и принял христианство 1-ый повелитель франков – Хлодвиг I из династии Меровингов, вступивший на трон 15-летним юношей. Конкретно он считается основоположником царства франков и его первым официальным монархом (хотя повелители у франков были и до него).
Крещение короля Хлодвига, которое стало решающим для всей Франции, вышло в Реймсском соборе, построенном тогда же, в V веке, и после чего в нём до Одна тыща восемьсот 20 5 года короновались французские монархи.
Для наших сограждан любопытно то, что в этом соборе в XII веке была коронована именитая Анна Ярославна – она была первой дамой, удостоившейся этой чести. Все следующие французские повелители различных эпох являются её прямыми потомками.
До сего времени в соборе Реймса хранится одна из величайших артефактов Франции – мощная золотая чаша для коронационных церемоний, датируемая XII веком. Во время коронации из неё причащались все французские повелители, а надпись на чаше гласит о том, что похитившего её ждет страшная кара.
Реймсский собор — Нотр-Дам де Реймс, как и многие величавые соборы, строился в течение многих веков, и не один раз.
В первый раз здание собора было выстроено в Четыреста один году. В IX веке решено было строить новое здание, потому что старенькое постарело и разрушалось. Собор строился с Восемьсот семнадцать по Восемьсот 50 два год; потом перестраивался и переделывался – снова же, как и многие готические соборы, но в Одна тыща двести 10 году вполне сгорел в большом пожаре – тогда сгорела большая половина Реймса.
Но через год храм уже начал возрождаться, и был отчасти построен к началу 40-х годов XIII столетия, но позже строительство снова затормозилось – может быть, из-за нехватки средств.
Так что продольная часть собора с 3-мя нефами, и западный фасад – самый прекрасный из всех, — были построены только к Одна тыща триста одиннадцать году, а северная башня – к Одна тыща четыреста 20 семь году. В итоге этого, третьего по счёту шага строительства и появился величавый собор Нотр-Дам де Реймс, который мы можем созидать и сейчас.
Об этом соборе молвят, что он конкурирует с величавым Notre Dame de Paris, воспетым Виктором Гюго, но, даже если просто посмотреть, то можно узреть, что Реймсский собор привлекательнее и изящнее собственного известного собрата. Естественно, в нём много различных строительных напластований, но это не портит здание: к примеру, башни собора завершены уже в XV веке, но они умопомрачительно и гармонически смешиваются со всем зданием, мощным и потрясающим. Хотя башни массивные и высочайшие, они сразу кажутся лёгкими и ординарными, в особенности на фоне неба над собором.
Собор в Реймсе очень высок, относительно окружающих его построек: его высота – Восемьдесят м, а длина — 150. Когда над собором идут облака, то кажется, что он тоже движется.
Различные этапы строительства очень отлично видны в соборе: в различное время им правили различные мастера, и каждый внёс что-то своё. Первым архитектором Реймсского собора принято считать Жана д’ Орбэ – он начал строительство хора. После него работы продолжил Жан ле Лу; он же и окончил хор.
Эта часть собора отличается суровостью и простотой, массивностью и величавой строгостью, резко отличающей его от других строительных частей – к примеру, западного фасада, увенчанного прихотливой каменной резьбой от низа до верха.
Жан д’ Орбэ, проектируя фасады северного и южного трансептов, использовал ещё романские полуциркульные арки, относящиеся к простейшему виду этих частей. Стрельчатые арки, так отлично знакомые нам по произведениям готической архитектуры, появились намного позднее. В целом в композиции собора соблюдается раннеготический стиль, получивший распространение в то время.
Западный фасад, известный собственной неповторимой красотой, был начат Жаном ле Лу, но вполне был оформлен исключительно в середине XIII века, при конструкторе Гоше Реймском, создавшем богатую скульптурную композицию. Порталы были углублены, размещение скульптур изменено, а вход украсили ажурные тимпаны, до сего времени привлекающие внимание собственной красотой. Вся нижняя часть фасада была богато и пышно декорирована.
Приблизительно до Одна тыща двести девяносто года строительство западного фасада продолжал конструктор Бернар Суассонский: он сконцентрировался на разработке большой готической розы, расположенной во 2-м ярусе – она отличается утонченностью линий. Пропорции окон и тяг он сделал более вытянутыми, так, что они стали казаться более хрупкими и лёгкими: потому и всё здание кажется лёгким и устремлённым в высоту.
Вообщем, если гласить об архитектуре собора Нотр-Дам де Реймс в целом, то ей характерна выраженная вертикальность: все элементы и фигуры вытянуты, а огромное количество декоративных деталей и скульптур рвутся ввысь, как будто пробивая горизонтальные полосы. Потому собор, при собственных превосходных размерах, совсем не кажется мощным либо подавляющим.
Галерея правителей, отличающаяся декоративностью и богатством убранства, увеличивает воспоминание роскоши, которое производит фасад. Вид фасада дополняется башнями с вытянутыми окнами, отличающимися хрупкостью пропорций.
Собор окружает огромное количество контрфорсов: вертикальных конструкций, усиливающих несущие стенки. Внутренность собора отлично освещена: свет попадает и через огромные окна центрального нефа, и через окна стенки алтаря.
Главной достопримечательностью фасада является скульптурный фриз – это готическая традиция.
Посреди 500 фигур, украшающих галерею, есть повелители и рыцари, епископы и святые, мастера разных ремёсел и даже сам бес. Большая часть этих фигур относится к XIII веку, а на порталах западного фасада можно узреть сцены из жизни Иисуса Христа.
В Реймсском соборе несколько тыщ скульптур, и самыми известными числятся скульптура Богоматери, Улыбающийся Ангел, портреты французских правителей. Завлекают внимание и фигуры умопомрачительных, сказочных животных, и скульптуры святых.
Не случаем очень нередко можно слышать, что собор Нотр-Дам де Реймс именуют королевством скульптур. Ангелы на аркбутанах собора как будто собираются взлететь, а повелители, стоящие в ряд наверху, на галерее, денек и ночь охраняют величавое здание.
К огорчению, Нотр-Дам де Реймс достаточно нередко мучился от войн и разрушений: в XVI веке его разрушали гугеноты; в конце XVIII века, в период Величавой французской революции, он тоже серьёзно пострадал; в Первую мировую войну он подвергался обстрелам германских войск, также бомбардировкам – тогда он практически лежал в руинах.
После войны Фонд Рокфеллера выделил средства на реконструкцию Реймсского собора, и она была завершена ещё до начала последующей войны – 2-ой мировой, во время которой собор тоже мучился. Все же, документ о прекращении войны меж Францией и Германией был подписан конкретно в Реймсском соборе, Семь мая Одна тыща девятьсот 40 5 года.
Нужно сказать, что французские архитекторы, строители, мастера и рабочие приложили колоссальные усилия для того, чтоб возвратить собору его уникальный вид и былую славу. Были отреставрированы рельефы западного фасада; многие витражи пришлось создавать поновой, а их куски сохранились в северном нефе и хоре.
Восстановление Реймсского собора было на сто процентов завершено только к концу XX века – в Одна тыща девятьсот девяносто 6 году. Сейчас этот собор, поражающий собственной гармонией и величием сразу, остаётся прекраснейшим и уникальнейшим творением французской готической архитектуры, являясь прототипом для многих соборов и церквей в других странах Европы.
В текущее время мы, к большенному счастью, можем созидать собор Нотр-Дам де Реймс конкретно таким, каким он был задуман зодчими XIII века. В Одна тыща девятьсот девяносто один году Реймсский собор был включен ЮНЕСКО в Перечень объектов Глобального наследства.
Гатаулина Галина