Собор Святого Павла в Лондоне
Собор Святого Павла – популярная достопримечательность Англии, был с самого начала построен на месте старого римского храма, посвящённого богине Диане. По последней мере, так гласит легенда, но 1-ое достоверное упоминание о храме относится к VII веку нашей эпохи.
Этот собор простоял до XVII века, и был разрушен во время пожара в Одна тыща 600 шестьдесят 6 году. Сохранившиеся средневековые изображения позволяют узреть, каким был старенькый собор Святого Павла: он соединял внутри себя несколько строительных стилей – норманнский, романский и готический, потому что его строили и перестраивали в различные эры, с XI по XVI век – пожары и разрушения в те времена были частыми. Для средневековой Европы колокольня того собора была самой высочайшей – 100 50 6 метров.
Современное здание собора выстроено в XVII-XVIII веках, и его строительство обошлось стране достаточно недешево – пришлось даже ввести дополнительные налоги.
Но, до того как говорить о строительстве этого собора, считающегося одним из знаков британского царства, стоит малость подробнее поведать о первом соборе Святого Павла. Его история тоже очень увлекательна и насыщена событиями.
Сначала V века римляне ушли из Британии совсем, но после того, как христианство стало официальной римской религией, Папа Римский возжелал, чтоб англосаксы тоже приняли новейшую веру.
Потому он послал туда священника, которого британцы позже называли Святым Меллитусом, потому что конкретно он сначала VII века стал основоположником Собора, и объявил апостола Павла покровителем Лондона. Шли века, неистовствовали войны, Лондон стал принципиальным городом и торговым центром – многие завоеватели стремились его захватить.
Около Собора Святого Павла протекала вся политическая жизнь Великобритании: проходили собрания и проповеди, зачитывались принципиальные документы, оглашались законы – можно сказать, что он являлся типичным парламентом тех пор.
В X веке, во время чумы и пожаров, собор был разрушен, но очень стремительно восстановлен – в течение года.
В последней четверти XI века собор снова на сто процентов сгорел; сейчас его решили строить основательнее, и строили более 100 50 лет — до Одна тыща двести 40 года. Новый собор был огромным, высочайшим и прекрасным, и его даже называли «английским Шартром».
В первой половине XVI века собор стал англиканским – после религиозной реформы, и в его стенках стало происходить огромное количество бурных событий. Католические службы сменялись протестантскими проповедями и напротив, а в XVII веке собор было решено реконструировать.
Но после прихода к власти Кромвеля и экзекуции короля Карла I в Великобритании была учреждена республика, и положение собора стало плачевным: не достаточно того, что в нём расположились ремесленные мастерские и ночлежки, так ещё и лошадок стали располагать, превратив храм в конюшню.
Карл II вернул в Великобритании монархию, и желал вернуть также и собор, но не успел этого сделать: как раз в это время в Лондоне снова началась чума, которая опять сопровождалась пожарами, и Собор Святого Павла, как пишут современники, «превратился в золу».
С сих пор можно начинать рассказ о современном здании собора. Восстановление британской святыни поручили Кристоферу Рену – известному учёному тех пор, хотя строительного образования он не имел. Все же, архитектура была его страстью и увлечением; может быть, потому он был назначен царским архитектором и воспользовался личной доброжелательностью Карла II.
Не считая того, Рен учавствовал в планировании перестройки собора ещё до пожара, и даже успел представить комиссии собственный проект – за некоторое количество дней до того, как здание вполне сгорело.
Получив должность царского конструктора, Кристофер Рен предложил строить новый собор «с нуля»: разобрать остатки старенького строения, а сохранившиеся камешки использовать в новеньком строительстве.
Но прошло практически 10 лет после пожара, до того как это строительство началось.
Рен решил строить заного: он побывал в Париже, и был очарован архитектурой его храмов. Это и подвигло его на создание нового проекта, в корне отличавшегося от тех, по которым до этого строились все церкви Великобритании.
Увлекательна история о самом начале строительства: когда закладывали 1-ый камень, Рен попросил рабочего избрать из числа тех, что остались после разрушения старенького собора. Умопомрачительно, но камень, избранный наобум, оказался частью надгробия, и на нём сохранилась латинская надпись: «Я восстану вновь».
Собор строился с Одна тыща 600 70 5 по Одна тыща семьсот 10 год, и всё это время конструктор вносил конфигурации в его проект.
Дело в том, что комиссия пару раз отторгала проект собора: её членам не нравился купол – он напоминал им о Соборе Святого Петра в Риме, а означает, и о католицизме.
Рен пообещал убрать из проекта купол, и возвести шпиль, но сделал по-своему, равномерно и неприметно меняя план строительства. В итоге мы можем сейчас созидать умопомрачительный собор – уникальное здание, в каком смешиваются средневековый стиль, Ренессанс и барокко.
Главный фасад собора выполнен в стиле барокко, из белоснежного камня, и украшен барельефом с изображением апостола Павла, обращающегося в христианскую веру. По сторонам фасада размещены две башни: в северной, расположенной слева, находится Двенадцать колоколов, а в южной – с правой стороны, установлены часы и наибольший в Великобритании колокол – более 16-ти тонн весом.
Этот колокол именуют «Большим Томом», и его гул слышен за 30 семь км, а звонит он изредка: когда погибает кто-то из членов царской семьи, или английский епископ либо декан собора. Если лорд-мэр Лондона погибает на рабочем месте, то «Большой Том» звонит и по нему – вот такое условие.
Рен собирался установить часы на обеих башнях, но это почему-либо не было изготовлено, и заместо их на северной башне остались круглые отверстия.
Купол Собора Святого Павла занимает 2-ое место в мире по величине – 1-ое место у купола Собора Святого Петра, в Риме. И вправду, купол вышел большим, но сделать это было не так просто: конструктор поначалу устроил внутренний купол – полусферический, из кирпича. Потолком собора является внутренняя оболочка конкретно этого купола, в центре которого есть отверстие, через которое собор освещается фонарём.
Кирпичный конус является опорой для этого фонаря — очень тяжёлого, около Восемьсот тонн весом, а выше Рен выстроил наружный купол – покрытый свинцовыми листами древесный каркас, так что весь купол имеет вроде бы тройную конструкцию, но этого не видно ни снаружи, ни изнутри.
Нижняя часть двухъярусного тамбура, на котором лежит купол, окружена 6-ти метровыми колоннами – всего их 32; в высшей части тамбура колонны мелкие.
Весь этот расчёт Рена, известного своими заниями в арифметике и инженерном деле, оказался очень четким и фактически идеальным: даже массивные сотрясения грунта при бомбёжках Лондона германскими самолётами во время 2-ой мировой войны не смогли причинить куполу вреда, хотя бомбы падали совершенно рядом с собором.
Если глядеть на собор сверху, он припоминает латинский крест, но его центральная ось размещена, как в православных храмах – она ориентирована с востока на запад. Длина собора – около 100 восемьдесят м, а высота с обеих сторон очень отличается: вкупе с крестом купол собора подымается на 100 20 м, тогда как снутри, от пола до верхней точки купола, только Шестьдесят восемь м.
Поперечная часть конструкции собора – маленькая часть «креста», имеет порталы и двери с обоих концов. Порталы полукруглой формы, с колоннами – в каждом по 5 колонн, но Рен не желал их устанавливать – на этом настояли члены комиссии.
Снутри Собор Святого Павла умопомрачительно прекрасен, а его своды и купол поражают собственной мощью и величием. Поперечник столбов, на которых держится купол, у основания составляет Двенадцать м.
Купол украшен фресками, изображающими сцены из жизни Святого Павла, но снизу их видно плохо.
До Одна тыща восемьсот шестьдесят года внутреннее убранство собора не было таким прекрасным – напротив, оно было очень умеренным, потому что англиканская церковь опровергает декорации: статую, позолоту, лепнину, которых настолько не мало в европейских церковных храмах. Британцы открыли подписку, чтоб собрать средства на украшение собора, тогда и в нём появились прекрасные мозаики, живопись, мраморная статуя.
Очень увлекательна «Галерея шёпота», находящаяся у основания внутреннего купола. Её не проектировали специально, но, благодаря необычным инженерным расчётам Рена, конкретно в этом месте возникает особенная акустика: если гласить шёпотом на одной стороне галереи, то у обратной стенки, расстояние до которой составляет около 30 два м, всё будет отлично слышно. Самым ценным убранством собора числятся резные древесные скамьи: это целая композиция – с колоннами, гирляндами цветов и фруктов, головками херувимов и ажурными решётками.
Уникальные кованые ажурные решётки, выполненные французским мастером Жаном Тижу, известным своими работами по декоративно-художественной ковке, также числятся одним из основных ценностей внутреннего убранства храма.
Нельзя не упомянуть об органе, сделанном известным мастером Уиллисом в конце XVII века. Этот уникальный инструмент состоит из Две тыщи 100 50 5 труб, соединяющихся меж собой не только лишь снутри собора, да и под землёй, и считается наилучшим органом в Великобритании.
Чтоб подняться на «Галерею шёпота», нужно пройти Двести 50 девять ступеней; для того, чтоб оказаться на Золотой галерее, откуда виден весь Лондон, будет нужно осилить все 500 30 ступеней. С этой высоты просто разглядеть фрески на куполе собора, сделанные сэром Джеймсом Торнхиллом, известным английским художником и придворным живописцем.
Интерьер центрального нефа собора, отделанный мрамором, отличается строгостью и величием, хотя в нём много свободного места, света и красок – совершенно не потому что в готических соборах Великобритании.
Кристофер Рен гласил, что строит этот собор на века, и он вправду остался целым: даже во время 2-ой мировой войны.
Служители и священники Собора Святого Павла каждую ночь охраняли здание от пожаров, рискуя собственной жизнью: они стремительно тушили зажигательные бомбы.
Похоже, что собор хранил и сам Господь: в один прекрасный момент рядом свалилась бомба медленного действия, но её нашли и успели вывезти до того, как ей настало время подорваться. В другой раз на парашюте спустили фугас – совершенно близко от стенки собора, но он тоже не взорвался – не сработал взрыватель.
В Соборе Святого Павла происходило много знаменательных событий. В нём праздновали юбилей царицы Виктории и женитьбу Дианы – «народной принцессы Англии».
Как и в Вестминстерском аббатстве, в Соборе Святого Павла похоронено много узнаваемых и величавых людей, но если в аббатстве отыскали собственный покой поэты и учёные, то в соборе это в главном военные и живописцы.
Тут похоронены Веллингтон, разбивший Наполеона при Ватерлоо, и Нельсон – адмирал, имя которого было окружено романтичным нимбом ещё при жизни.
Сам конструктор и создатель необычного собора Кристофер Рен похоронен тут же, и надпись на ординарном камне его могилы затмевает самые помпезные эпитафии и самые величавые надгробия: «Если хочешь узреть мой монумент, просто обернись вокруг».
Гатаулина Галина