Собор Санта Мария дель Фьоре (собор Дуомо) во Флоренции
Когда где-либо публикуют фото Флоренции, либо демонстрируют её в телевизионных программках, то фактически всегда на снимке либо в кадре находится её знак — именитый собор Санта Мария дель Фьоре – Дева Мария с цветком, либо «цветочная», являющийся гордостью не только лишь Флоренции и Италии, да и всей Европы.
Здание собора вправду сходу припоминает о цветах: оно всё резное, а сверкающая облицовка его стенок выполнена из мраморных панелей различных цветов и цветов, главные из которых – зелёный, розовый и белоснежный.
Больше этого собора в Италии только Собор Святого Петра в Риме. Санта Мария дель Фьоре, он же – собор Дуомо, проектировали таким макаром, чтоб в нём могло поместиться всё население Флоренции, которое в то время составляло 90-100 тыс. человек.
Дуомо ассоциируют с большой площадью, только имеющей крышу, а его большой купол кирпичного цвета, венчающий здание, как будто парит над всей Флоренцией.
Этот купол сейчас известен всему миру, но его строительство началось исключительно в Одна тыща четыреста 20 году. Тогда в городке был устроен конкурс на наилучший проект, и посреди всех был избран проект Филиппо Брунеллески – 1-го из самых профессиональных и величавых архитекторов XV века, известного также своими достижениями в науке, скульптуре и инженерном деле. Купол был сооружён за Четырнадцать лет, а ещё через Два года состоялось праздничное освящение собора.
Флоренция, как понятно, в средние века была очень богатым городом – городом банкиров и удачных торговцев, так что в конце XIII века городских жителей закончил устраивать собор обыденных размеров – Санта Репарата. К тому времени этот собор простоял уже около 9 веков, и уже стал разрушаться — а ведь население городка стремительно росло. В Пизе и Сиене в то время уже были кафедральные соборы, и обитатели Флоренции захотели иметь собор, превосходящий собственных конкурентов величием и красотой.
И вот, в Одна тыща двести девяносто 6 году, флорентийские негоцианты пригласили для проектирования и строительства нового собора известного зодчего Арнольфо ди Камбио.
Как и многие средневековые храмы, Санта Мария дель Фьоре строился длительно – практически 6 веков, и строили его 6 либо более архитекторов. Проект собора сделал Арнольфо ди Камбио; он же начал строить стенки. Им спроектированы три нефа, широких и заканчивающихся под восьмиугольным куполом. Средний неф был построен на месте старенького храма.
Когда ди Камбио погиб, строительство затормозилось. Приблизительно через 30 лет в соборе появилась принципиальная реликвия – мощи святого, Зиновия Флорентийского, и работы решено было продолжать.
Сейчас негоцианты назначили основным архитектором Джотто ди Бондоне – того самого, которого именуют предвестником Ренессанса. Конкретно его изумительные творения позже, в расцвете Возрождения, побуждали величавых: Леонардо, Рафаэля и Микеланджело.
Но заместо продолжения строительства собора он начал строить колокольню, но успел возвести только 1-ый ярус. После его погибели работы длилось, но скоро в городке началась чума, и они были прекращены, но уже через год возобновились.
Сейчас в строительстве участвовало несколько архитекторов. Франческо Таленти окончил колокольню и развернул строительство обширнее – начал строить апсиду и трансепт.
Потом на его место пришёл другой конструктор, Джованни ди Лапо Гини – он поделил на четыре участка главный неф, устроив арки. После чего, в протяжении нескольких 10-ов лет, в строительстве собора учавствовали ещё четыре либо пятеро зодчих, и к Одна тыща четыреста восемнадцать году собор был практически закончен – кроме купола.
В Одна тыща четыреста 20 году был закончен верхний ярус восьмигранника – для его строительства использовали белоснежный и зелёный мрамор.
Для того, чтоб возвести купол, требовалось выстроить высочайшие леса, но власти Флоренции не желали растрачивать на это средства. Тогда Филиппо Брунеллески, к тому времени уже узнаваемый своими работами в области архитектуры и статуи, также в ювелирном деле, пообещал комиссии, что обойдётся без лесов, и был утверждён на должность головного зодчего. Но о своём творческом плане он не распространялся, и никто не знал, как будет смотреться купол, пока работы не были на сто процентов окончены.
Брунеллески отличался незаурядными возможностями к арифметике, и искрометно решал сложные технические задачки, так что делему возведения купола он решил достаточно стремительно.
Зодчий применил гениальную для собственного времени конструкцию: сделал купол из 2-ух оболочек – пустотелый и лёгкий, а снутри устроил несущий арочный каркас – восемь угловых дуг, соединённых горизонтальными перемычками.
Снаружи купол облицован изразцами кирпично-красного цвета, что создаёт выразительный, но не резкий контраст с мраморной облицовкой стенок – белоснежной, розовой, зелёной. Поперечник купола – практически 40 три м; фонарь, украшенный золотым шаром, спроектирован в виде маленького храма, и его установка длилась около 20 лет.
Таким макаром, на сто процентов закончен купол был уже после погибели конструктора, и его высота совместно с фонарём составила 100 семь м.
В процессе строительства Брунеллески изобрёл несколько подъёмных устройств, позволявших подымать конструкции и строй материалы на огромную высоту без использования лесов.
Фасад собора Санта Мария дель Фьоре великолепно прекрасен, и тоже имеет свою историю.
Проект Арнольфо ди Камбио не был доведён до конца, а в XVI веке был разрушен. И несколько веков попорядку собор простоял без фасада, хотя всё это время проводились конкурсы, и предлагалось огромное количество проектов. Комиссия отторгала все проекты, а заместо фасада сотки лет использовали расписной холст, который приходилось нередко поменять – ведь он приходил в негодность еще резвее, чем камень либо дерево.
Это длилось до Одна тыща восемьсот шестьдесят 5 года, пока Флоренция не стала столицей Италии: на куцее время, но оставлять собор в прежнем виде было сейчас просто неблагопристойно.
Потому достаточно стремительно, к Одна тыща восемьсот 70 один году, был избран проект Эмилио де Фабриса, который окончил работу за Шестнадцать лет.
Фасад, который он выстроил, не очень приглянулся флорентийцам, но нам он кажется умопомрачительно красивым и необыкновенным. Стиль дизайна фасада Дуомо вправду отличается от многих – это флорентийская готика, разноцветный мрамор, идеальная и стильная каменная резьба, достояние отделки.
Мы можем созидать на фасаде сюжеты из жизни Девы Марии и огромное количество других скульптурных изображений, воспринимающихся практически живыми и имеющими душу. В длину собор Дуомо протянулся на 100 50 три м, а его ширина в трансепте составляет Девяносто м – это 4-е место в мире по величине.
Интерьер Дуомо тоже соответствует традициям итальянской готики: большие арки и высочайшие своды поддерживаются пилонами, а по верху идёт опирающаяся на консоли галерея.
Место собора кажется большим – люди в нём очень мелкие, но он не подавляет своим величием, а вызывает чувства благоговения и восхищения.
Главный алтарь в глубине собора окружён 3-мя кафедрами – апсидами, любая из которых делится на 5 отсеков.
Мраморный пол из цветных плиток выкладывали больше 100 лет, под управлением нескольких узнаваемых архитекторов.
Необыкновенны часы в соборе Дуомо – они работают до сего времени, но их стрелки движутся в обратную сторону.
На стенках собора изображены многие известные и величавые люди, в том числе Данте, Джотто и Брунеллески; последние двое даже погребены на местности собора.
Восьмигранное здание баптистерия на площади перед собором более умопомрачительно, и вообщем уникально – оно строилось ещё в романскую эру, в V веке, а облицовка, которую мы лицезреем сейчас, была изготовлена в XI-XII веках.
Свод купола декорируют византийские мозаики на золотом фоне, изображающие Ужасный трибунал – это работа не только лишь местных мастеров, да и венецианцев. Центральной сюжетной фигурой посреди всех изображений является Христос.
Это здание Данте называл «прекрасным Сан-Джованни». Баптистерий тоже вполне облицован мрамором – белоснежным и зелёным, но его главными достопримечательностями числятся три двери, которые ещё именуют воротами.
Южные – самые античные, и конкретно с их начался во флорентийской архитектуре готический стиль – это XIV век; северные двери, сделанные сначала XV века, изображают сюжеты из Нового завета, а восточные именуют Воротами рая – они выполнены уже в высочайшем стиле Ренессанса, и были окончены приблизительно к середине XV века.
Умопомрачительно и приятно, но на фасаде этого уникального евро собора есть напоминание о Рф – это герб промышленников Демидовых, узнаваемых собственной благотворительной деятельностью в почти всех странах.
В Италии о их помнят до сего времени, и во Флоренции даже есть Демидовская площадь, в центре которой стоит беломраморный монумент Николаю Никитичу Демидову – русскому посланнику в этом городке. При строительстве Дуомо Демидовы тоже оказали городским жителям серьёзную финансовую поддержку, и потому их родовой герб выбит на его фасаде – это кайло горняка, неподалёку от которого изображены нежные цветочки – ирисы, считающиеся одним из знаков Флоренции.
О соборе Санта-Мария дель Фьоре молвят, что на него нереально насмотреться даже за много дней – так он захватывающе прекрасен, и вернуться к этому флорентийскому шедевру охото каждому, кто хоть раз его увидел.
Собор всякий раз как будто предстаёт в новеньком виде, так что с трудом верится, что камень может быть так прекрасен…
Гатаулина Галина