Шартрский собор
Шартр – это маленькой французский город неподалеку от Парижа, но он уже много веков известен всему христианскому миру, ну и в странах, где люди исповедуют другие религии, тоже о нём слышали.
Ведь конкретно в этом городке находится одна из самых узнаваемых и величавых христианских святынь, к тому же относящихся к шедеврам мировой архитектуры – гордый и возвышенный собор Нотр-дам де Шартр.
Возвышенным его можно именовать во всех смыслах: это уникальный, классный эталон готической архитектуры, при всей собственной красе поражающий величием, к тому же он и построен на возвышенности – на высочайшем холмике.
Уникальным Шартрский собор делает также его история – ведь он сумел выстоять и сохраниться до нашего времени с XII века, практически в том же виде, в каком был построен средневековыми мастерами.
Вокруг неистовствовали войны и природные катаклизмы, но на величавый храм эти разрушительные силы не оказывали практически никакого воздействия – его будто бы хранило само Небо.
Может быть, это связано с местом, на котором он построен. Приблизительно посреди I тысячелетия нашей эпохи появился город Шартр, а скоро на том месте, где стояло древнее святилище галлов, выстроили католическую церковь. Галльское святилище было местом, где собирались друиды – их культовым центром, а друиды отлично разбирались в видах энергии: во всяком случае, положительную энергию, исходящую от земли, они ощущать умели.
Ещё ранее в этой местности выстроили дольмен – каменное сооружение, напоминающее высочайший ящик, прикрытый сверху плитой. Античные кельты верили, что человек, вошедший вовнутрь этого сооружения, мог обрести силу и новейшую жизнь, соединившись с самой природой.
Неподалёку находился священный колодец и могильник, и всё это место имело так огромное значение для кельтов, что галльские и английские жрецы основали тут школу, где передавали свои познания ученикам.
В общем, место вправду было необыкновенным, и очень подходило для строительства храма.
Судьба собора, но, не всегда была светлой, и несколько веков он мучился от разгромов, разрушений и пожаров.
В IX веке, после нападения норманнов, храм очень пострадал, тогда и местный епископ решил перестроить его, и сделать кафедральным собором городка Шартра.
Как раз в это время в храме появилась величайшая христианская реликвия – Покров Богоматери, Девы Марии. Версий возникновения этой святыни несколько, но большая часть историков считает, что Покров подарил храму повелитель Карл II Лысый, при котором существенно расширились границы Франции, тогда называвшейся Западно-Франкским царством.
Как утверждает легенда, в тот момент, когда родился Иисус, на Марии был конкретно этот покров. В соборе он сейчас представлен куском бежевого шёлка, около 2-х метров длиной и около 50 см шириной. Практически до конца XVIII века покров был еще больше – до 5,5 м длиной, но Величавая французская революция принудила священников собора поделить святыню на несколько частей: они решили, что упрячут их в различных местах, и сохранится хотя бы одна часть. Сохранилась наибольшая часть, и после революции она возвратилась в храм.
Сначала X века норманны опять осадили Шартр. К этому времени относят 1-ое волшебство, связанное с собором и его реликвией. Епископ Шартра, твёрдо веря, что Пресвятая Дева защитит город, повесил на стенке священный покров. В хрониках тех пор говорится, что норманны, лицезрев волшебную ткань, здесь же сняли осаду и практически в панике бежали от шартрских стенок.
Ещё одно волшебство вышло в конце XII века: тогда случился большой пожар, и целых три денька его не могли потушить. Сгорел практически весь собор, но Покров Богоматери остался цел – священники успели упрятать его в подземной часовне.
Случилось так, что этот пожар стал вроде бы толчком к новенькому благоденствию: конкретно после него собор начал стремительно строиться, и проект этого строительства был так потрясающим, что превзошел собой всё, что строилось в Шартре до этого.
От романского стиля осталось малость: нижний ярус башен со статуями, часовня под землёй и одна из частей западного фасада. Ранешний готический фасад строения был органично встроен в новый, а подземная часовня стала частью фундамента. Решено было строить собор из песчаника – крепкого природного камня. Его возили из каменоломен, находившихся в Восемь км от городка.
Нужно сказать, что мы нередко удивляемся, смотря на строительные монументы прошедших веков, и не можем осознать: как могли люди в то время, не имея никакой строительной техники и приспособлений, практически нагими руками строить истинные шедевры, которые позже стоят веками, восхищая всех своим величием и красотой.
Оказывается, почти все разъясняется тем, что строительство соборов и храмов числилось богоугодным и праведным делом, и сулило отпущение всех грехов и рай после погибели.
Так что Шартрский собор строило огромное количество людей: даже норманнские паломники, придя в Шартр, месяцами занимались обработкой больших каменных блоков, чтоб внести собственный вклад в создание величавого сооружения.
Рабочие скульптурных мастерских тоже трудились не покладая рук, и потому уже через 20 5 лет (срок для строительства по тем временам очень маленький), в храме были готовы все своды; в то же время возводились трансепт, хор, галерея и капеллы.
В Одна тыща двести шестьдесят году новый храм был освящён. В присутствии тогдашнего короля Франции, Людовика Святого, он был посвящён Деве Марии и назван в её честь – Нотр-Дам де Шартр.
Главный фасад собора декорирует готическая роза, с изображениями 2-ух гербов – французского и кастильского, потому что жена Людовика, царица Бланш, была родом из Кастилии.
Собор в Шартре построен в форме трёхнефной базилики.
В длину храм протянулся на 100 30 м, а его высота – от пола головного нефа до свода – 30 6 м. Трансепт храма также трёхнефный – 40 5 м шириной, а хор – пятинефный.
Напомним, что «неф» – это строительный термин, в буквальном переводе с латыни значащий «корабль». Этим термином обозначалось вытянутое помещение, обычно ограниченное колоннами.
Трансептом называли поперечный неф – ведь христианские храмы, обычно, строились в форме креста. В раннехристианских храмах таким методом повышали место перед алтарём.
Фасады трансепта украшены порталами с обилием готических скульптур.
Если поглядеть на фасад собора, то сходу приметно, что две его башни отличаются: они разной высоты, и построены в различных стилях. У Северной башни, которую начали строить в XII веке, более необычный, ажурный и прихотливый шпиль, увенчанный каменными узорами, и его строительство было закончено только к началу XIX века, зато основание у этой башни истинное романское, более впечатляющее и тяжёлое.
Более серьезной и ровненькой смотрится Южная башня, поднимающаяся в высоту на 100 6 м. Её начали строить всего на пару лет позднее Северной, но её стиль – это незапятнанная ранешняя готика, и он соответствует стилю всего собора.
На романской стенке, сохранившейся в западной части фасада, ещё в XII веке было устроено три прекрасных портала. Центральный тимпан самого известного из их – «Королевского», украшен умопомрачительно прелестной композицией – «Христос во славе». Христос представлен на ней не серьезным небесным судьёй, а прекрасным, земным человеком, благословляющим собственных последователей, как учитель учеников.
Готический рельеф, изображающий Ужасный трибунал, относится к XIII веку, и тоже представляет собой одно из наилучших скульптурных творений готики, сделанных в период расцвета этого стиля.
Даже самые ранешние изображения, конца XI — начала XII века, уже отличаются индивидуальностью, хотя в романском стиле основным было соблюдение серьезных канонов.
Убранство Шартрского собора, как внешнее, так и внутреннее, отличается богатством и многообразием форм, и включает до 10 000 скульптурных изображений.
Только резной алтарь, выполненный из дерева и поражающий своими размерами, представляет 40 сцен из жизни Христа и Девы Марии. Начиная с Одна тыща 500 четырнадцать года, алтарь создавался наилучшими мастерами, работавшими над ним более Двести лет.
Собор известен своим лабиринтом, называющимся «Путь в Иерусалим», потому паломники проходили его на коленях. Сейчас желающие тоже могут попробовать пройти по лабиринту – молвят, что тогда на человека сходит озарение, и он осознаёт своё истинное место в этой жизни.
Изумительны большие окна-розы, являющиеся одними из самых прекрасных частей собора. Шартрский собор практически стопроцентно сохранил всё своё остекление – красивые витражи, сделанные в XII-XIII веках. Этот витражный ансамбль единственный в своём роде из дошедших до нас готических витражей: он наибольший – его общая площадь составляет приблизительно Две тыщи кв.м.
Делать витражи было очень трудно и тяжело – это очень тщательная работа, и она стоила очень недешево. Необходимо было поначалу порезать цветные стёкла для рисунка, а позже собрать их, используя шаблоны, да ещё покрыть росписью. Потом элементы скрепляли перемычками из свинца, и вставляли готовую картину в раму, имеющую размеры и форму окна; снутри рамы была особая арматура.
Когда через витражи проходил дневной свет, он становился неравномерным, и, если можно так сказать, схожим на музыку – витражные стёкла горели, подобно драгоценным камням.
«Богородица из прекрасного стекла» – ещё один шедевр храма. Это витражное окно, которое уже в XX веке особенным образом обработали, потому что стекло почему-либо начало портиться. В Шартрском соборе все витражи имеют умопомрачительно насыщенный цвет, отличаются незапятнанными красками, а сюжеты на их изображены самые различные.
Есть сцены из Библии, жизни правителей, правителей и рыцарей, и даже ремесленников и фермеров, принимавших роль в финансировании строительства.
Во время Первой и 2-ой глобальных войн уникальные витражи разбирали и уносили в подвалы, чтоб сохранить их от артиллерийских снарядов и бомб. Это была воистину гиганская работа, но краса Шартрского собора была спасена.
Идеальнее всего наслаждаться собором в ясный зимний денек: конкретно в это время витражи поражают богатейшей игрой цвета и света. Хотя «шартрская синь» в хоть какой денек года производит классное воспоминание – воздух снутри собора, ну и вокруг него, кажется заполненным неземным голубым светом.
Лилия Юрканис