Мавзолей Тадж-Махал, история Тадж-Махала
Большая часть туристов, посещающих Индию, грезят, сначала, узреть один из знаков её умопомрачительной культуры – строительный шедевр XVII века – мавзолей Тадж-Махал. Этот монумент уникален, и сейчас о нём знает весь мир, а фото Тадж-Махала обитатели многих государств лицезреют с самого юношества – в учебниках истории.
Это сооружение можно именовать величавым, но оно так отлично, что это определение не очень к нему подходит. Тадж-Махал – воздушный, лёгкий, зияющий и божественный – не напрасно к нему приходят, как к храму.
Этот сказочный мавзолей, светлый и совершенный во всем, находится на окраине индийского городка Агры, в Двести км от Разделяй, столицы страны. Из Разделяй просто добраться ранее места: если ехать поездом-экспрессом, то это займёт всего пару часиков. Можно добраться и на автобусе, но это будет вдвое подольше.
Тадж-Махал именуют олицетворением любви, монументом красе, мечтой и мраморной поэмой, и естественно – жемчужиной индийской и мировой архитектуры.
И всё-таки никакие калоритные описания не способен передать великолепие и красоту этого строения. Почему Тадж-Махал уже сотки лет производит на людей классное воспоминание, почему при взоре на него захватывает дух, и охото наслаждаться им нескончаемо?
Наверняка, дело не только лишь в талантах архитекторов и строителей прошедших веков, да и в том, что именуют душой произведения, в том числе и строительного – в нескончаемой и вечной любви.
Истории любви всегда тревожили воображение людей, независимо от времени и места деяния. Так, спустя многие столетия нас тревожит история Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты, Фархада и Ширин. История индийского правителя из династии Величавых Моголов Джахана и его супруги Мумтаз Махал тоже достойна восхищения.
Они повстречались, когда ей было Четырнадцать лет, а он был всего на год старше, и сходу полюбили друг дружку. Но пожениться им удалось не сходу, хотя по законам Востока браки в этом возрасте были полностью нормальными.
Сначала, царевича женили на другой, тоже принцессе – из политических суждений. Конечно, юный супруге не понравилось, что её супруг грезит о другой, и она попробовала избавиться от собственной соперницы, что логично: при дворах правителей и царей интриги всегда были обыденным делом.
Невзирая на то, что в исламе принято многожёнство, влюблённым пришлось ожидать 5 лет: так решили их предки, ожидавшие подходящего знака от звёзд.
После женитьбы царевич запамятовал обо всех собственных жёнах (к тому времени у него уже был впечатляющий гарем), и проводил время только с Мумтаз Махал.
Современники отмечают, что она была ему не просто возлюбленной супругой, но также другом и советником во всех делах, и не оставляла жена даже в военных походах, не опасаясь проблем и лишений.
За всё время, что супругам довелось прожить совместно, у их родилось Восемь отпрыской и 6 дочерей, но последних родов Мумтаз не пережила. Нередкие роды не добавляют дамам здоровья, а 30 6 лет – это не тот возраст, когда всё проходит гладко – даже в наше время.
Считается, что это случилось во время 1-го из военных походов – Мумтаз пришлось рождать в походном шатре, и её ослабленный организм не сумел совладать с заразой.
Вроде бы там ни было, правитель Джахан сам чуть ли не погиб от горя, и в своём далековато не преклонном возрасте (он ведь был всего на год старше супруги) стал совершенно седоватым, как старый старик.
Но он принял решение, которое и сделало их имена бессмертными: решил выстроить для собственной возлюбленной таковой красивый и возвышенный мавзолей, какого ещё не лицезрел свет, и надолго сохранить память об их величавой любви.
В те времена Агра была богатым и процветающим городом, одной из столиц империи Моголов, и мавзолей для Мумтаз Махал было решено выстроить там, выбрав место на берегу реки. Умопомрачительно, но кажется, что боги вправду благословили это место – землетрясения не смогли разрушить усыпальнице.
Строительство длилось 20 два года, и стоило империи очень недешево, но Джахан не останавливался ни перед чем: он собрал 20 тыщ рабочих, а мрамор возили на слонах, которых использовали целую тыщу, с каменоломни, расположенной за Триста 20 км от городка.
Таковой мрамор добывали исключительно в одном месте: при дневном свете он белоснежный, на восходе солнца – розовый, а при лунном свете отливает серебром.
Полудрагоценные камешки доставляли из различных государств мира: из Багдада – сердолик, из Тибета – бирюзу, и даже из Рф везли малахит – камень, в особенности ценившийся на Востоке.
Полупрозрачные отполированные стенки мавзолея инкрустировали этими камнями, и смотрелось это великолепно – в наше время Тадж-Махал, к огорчению, уже не так прекрасен.
Истории точно непонятно, кто конкретно сделал проект Тадж-Махала. По одним источникам, это был конструктор из Агры Устад-Иса, очень узнаваемый и почетаемый в то время, а помогали ему мастера из различных городов и государств.
Некие исследователи считают, что в проектировании могли учавствовать итальянские и французские зодчие, но стиль, в каком построен мавзолей, можно именовать стопроцентно восточным, так что эта версия навряд ли правдоподобна.
Есть также мировоззрение, что сам правитель Джахан сделал базисный проект Тадж-Махала: он вправду был очень образованным человеком собственного времени, разбирался в искусстве и архитектуре, отлично отрисовывал. К тому же вдохновение он черпал в любви к собственной умершей супруге – а любовь всегда творит чудеса.
Непременно, правитель смог передать в этом творении свою любовь к супруге и неутешную скорбь о ней – вот поэтому Тадж-Махал до сего времени тревожит сердца и никого не может бросить флегмантичным.
Мавзолей Тадж-Махал построен в стиле исламской архитектуры, а по обеим его сторонам стоят две прекрасные мечети: красноватый песчаник, из которого они выполнены, подчёркивает мраморную белизну Тадж-Махала.
Весь умопомрачительный строительный комплекс – это парк, оградой которому служат галереи из такого же красноватого песчаника. Он был задуман как дорога к мавзолею, а ирригационный канал с мраморным бассейном проходит через всю его местность, разделяя на две части.
В парке также есть пруды и фонтаны, и он чётко распланирован – его площадь занимает Восемнадцать гектаров. Размещение Тадж-Махала отличается от того, как это принято в исламе – обычно дворцы и другие сооружения размещались по центру сада либо парка, а он находится в его конце.
Четыре выложенные плиткой дорожки ведут к минаретам, и при всей неповторимости ансамбля, весь комплекс построен симметрично. Центральный купол Тадж-Махала, окружённый 4-мя малеханькими куполами, добивается высоты 70 четыре метров, а на расстоянии от него стоят четыре стройных минарета, окружая и как будто охраняя гробницу кросотки.
Башни построены немного наклонно, и это не ошибка конструктора – так задумано для того, чтоб сохранить мавзолей при землетрясении, но это не пригодилось, хотя местность вправду отличается сейсмической активностью. Видимо, Тадж-Махал – вправду истинное волшебство…
Приходящие к мавзолею люди оставляют свою обувь у начала ведущей к нему лестницы – к Тадж-Махалу по сути относятся, как к храму. В центре мавзолея, за резной ширмой из мрамора, устроены гробницы, но они неверные – Мумтаз Махал и Джахан похоронены в склепах под полом, покрытым, как и стенки, узорами из каменных листьев и цветов.
Ворота, через которые входят в комплекс, украшены куполами: их 20 два — столько же, сколько лет строился мавзолей.
После окончания строительства Тадж-Махала Джахан желал выстроить мавзолей и себе: на другом берегу реки, и сделать его в точности таким же, только из чёрного мрамора. Соединить усыпальницы был должен мост, но этому плану не судьба было реализоваться.
Поначалу правитель захворал, а позже власть захватил его отпрыск, царевич Аурангзеб, хотя и не был старшим. Такие истории с насильным приходом к власти нередки были в исламских государствах: наследников всегда было много, а соблюдать законы хотелось далековато не многим.
Отпрыск посадил отца под арест до конца его дней, и Джахан обязан был глядеть на мавзолей собственной супруги из крепости, в какой был заключён. Рядом с ним была его младшая дочь, которую он очень обожал, и после погибели Джахана похоронили рядом с Мумтаз – влюблённые опять объединились, сейчас уже навеки.
Вся история Тадж-Махала – это история страсти, неутешной скорби и божественного вдохновения – эмоций, благодаря которым было сотворено это необычное, прекраснейшее творение – монумент величавой любви.
Мавзолей Тадж-Махал внесён в перечень Глобального наследства ЮНЕСКО ещё в Одна тыща девятьсот восемьдесят три году, а в Две тыщи семь вошёл в перечень Новых Чудес Света.
Гатаулина Галина