Храм Святой Софии в Стамбуле
Только ради посещения этого потрясающего наикрасивейшего сооружения уже стоит посетить Стамбул.
Поток туристов в Турцию возрастает с каждым годом. Посреди путников Рф, Англии и Германии отдых в этой стране пользуется большей популярностью. Не только лишь пляжи и море завлекают туристов, да и монументы архитектуры и истории. А храм Святой Софии в Стамбуле стоит на первом месте по посещаемости. Собор открыт раз в день, не считая пн., и практически всегда толпится очередь перед входом. Цена посещения стоит около Одиннадцать баксов.
Храм был возведён в период наивысшего расцвета Византии, и в нём воплотилась вся мощь, сила и эталоны христианства. Превосходные зодчие строили храм Святой Софии – греки Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Постройка продолжалась 5 лет – с 500 30 два по 500 30 семь год, после этого удивленным современникам стал царящий над городом Константинополем храм и купол Святой Софии, по их описаниям «спущенный с высоты небес на золотой цепи».
Храм Айя-София считается в мире четвертым масштабным музеем, вместе с церковью Святого Павла в Лондоне, Дома в Милане и Сан Пьетро в Риме. Но построен он практически на тысячелетие ранее этих 3-х сооружений.
У строителей не было никакой техники, и даже лесов – тогда использовали насыпи. Высота Собора 50 5 метров, а поперечник его купола 30 один метр.
Правитель Юстиниан намеревался все стенки снутри храма покрыть золотом, благо, что его отговорили. По другому, думается мне, не достояла бы именно эта дорогая византийская постройка до наших дней. Святая София и без золотых стенок украшена с необыкновенной пышностью, ведь на её строительство и убранство не жалелось никаких средств. Согласно старым источникам, издержки составили около 100 30 тонн золота.
После завоевания городка турками, Собор был перестроен в мечеть. Строительством управлял Синан-Паша – один из величайших мусульманских архитекторов, который благоразумно не стал разрушать христианский храм, а только пристроил к нему четыре минарета и заштукатурил большая часть мозаик и фресок.
Ислам воспрещает изображения людей, потому не все прекрасные византийские фрески уцелели от исламских фанатиков – значимая часть стенной росписи была соскоблена. Но, Слава Богу, некие изображения оказались просто замазанными штукатуркой, что обнаружилось в Одна тыща девятьсот 30 5 году – когда мечеть была упразднена, а в храме открыт музей Айя-София. И тогда раскрылись примечательные мозаичные образы Христа-Панкратора, Богоматери с Малышом, и другие шедевры.
В музее имеется огромное количество просто уникальных артефактов. На стенках изображены античные мозаичные фрески, в храме собраны 100 семь мраморных колонн, свезенных со всей византийской империи. Под сводами купола находится мозаичное изображение Иоанна Крестителя, так умело выполненное, что трудно поверить, что это не красочный набросок, а мозаика.
А купол сложен из особого кирпича, доставленного с острова Родос. С 4 сторон его поддерживают пандатифы треугольной формы с изображениями крылатых херувимов.
Купол Собора заходит в пятерку самых больших куполов мира. Уже много лет в него упираются реставраторские леса, сами представляющие из себя инженерное волшебство – беря во внимание высоту.
В храме имеется «холодное окно», из которого чувствуется холодный свежайший ветерок даже в самые горячие деньки.
Пользующейся популярностью посреди туристов всего мира достопримечательностью Святой Софии является покрытая медью «плачущая колонна». Считается (и очень многие говорят, что так оно и есть), что желание непременно реализуется, если положить в отверстие колонны руку, почувствовать воду и загадать чего-нибудть себе принципиальное.
При реставрации Святой Софии и раскопках было найдено много старых камешков – неведомые куски украшений, капители колонн, саркофаги. Сейчас часть их выставлена на местности, прилегающей к музею.
Весь музей Айя-София соединяет под одной крышей и христианство и ислам.
Исламские декорации – это, сначала, разноцветные роскошные орнаменты. Сочетание сур из Корана на больших круглых щитах из верблюжьей шкуры, висячих под куполом, и мозаичной иконы на потолке умопомрачительно и непостижимо. Исламские фундаменталисты требуют закрытия музея и перевоплощения его в мечеть. Православные фундаменталисты Греции требуют скинуть полумесяц, восстановив над Софийским Собором крест.
Отлично сохранилась мозаика над выходной императорской дверью, на которой изображена Богоматерь с малышом Иисусом, слева – Юстиниан, правитель, с макетом церкви в руках, а справа – правитель Константин, держащий в руках макет городка Константинополя.
Как и было задумано создателями, огромный Софийский храм представляет собой нерукотворное создание, так он кажется невесомым и легким. Снутри он освещен просто фантастически – стенки кажутся прозрачными, потому что они практически сплошь в окнах (и это притом, что часть окон турки всё же заложили).
Лилия Юрканис